Санкт-Петербург,
наб. реки Карповки 5, литер П., корпус 27, 2 этаж

cc.lenreg@gmail.com
Конкурс комиксов
Чем может быть полезен один из традиционных форматов вовлечения в благоустройстве городской среды?
Для кого: данный формат подойдет для работы с учениками младших и средних классов.

Описание формата:
использование детского рисунка — популярная практика вовлечения молодых жителей в вопросы благоустройства. Визуальные инструменты позволяют взглянуть на пространство глазами ребенка и найти особенности территории, не заметные взрослым пользователям.

Широкую распространённость данной практики можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, формат знаком и понятен педагогам, детям и родителям, он не требует особой подготовки и чрезмерно сложных действий. Во-вторых, конкурсы, акции, плэнеры, мастер-классы возможно организовать при помощи муниципальных учреждений: школ, домов детского творчества и секций. В-третьих, для анализа работ не нужны специфичные профессиональные знания — детскому творчеству свойственна буквальность, что позволяет считывать смысл даже широкой аудитории.

Формат комиксов не самый легкий, ведь он подразумевает некоторую рефлексию, способность рассказать историю посредством художественных и литературных приемов. При этом именно комиксы позволяют увидеть динамику взаимодействия автора с отображаемым объектом. В отличие от статичного рисунка, комикс повествует о жизни территории, о ее реальных и потенциальных сценариях использования.

Что понадобится для организации онлайн-конкурса:
  • информационные материалы. Например, анонс с правилами участия и красочная афиша;
  • каналы связи для распространения сведений о конкурсе;
  • призы участникам/победителям конкурса;
Механика проведения:
1
Формулирование названия и темы
Определиться с названием и темой — пожалуй, одна из самых сложных задач. Желательно, чтобы название было не слишком абстрактным («мой двор», «моя улица» и т. п), а отражало тему конкурса и контекст территории.
2
Подготовка анонса и афиши
В анонсе важно четко прописать правила и условия конкурса: например, указать возраст участников, материалы и техники, которые могут быть использованы, даты конкурса, куда загружать работы, номинации и призы. Для того, чтобы разбить текст анонса на смысловые блоки, можно использовать эмодзи (подходящие по смыслу и не более одной штуки на абзац). Афиша должна не только привлекать внимание, но и содержать главные тезисы: например, указание темы и дедлайнов конкурса.
Пример публикации анонса и афиши можно увидеть здесь.
3
Распространение информации о конкурсе
Под конкурс можно создать собственную группу/канал в социальных сетях. Группа поможет: упростить сбор обратной связи от участников, оценить охват конкурса и последовательно обновлять информацию. Совет: не забывайте периодически напоминать о завершении конкурса, а если не набирается достаточное количество участников — продлите дедлайн. При распостранении информации о конкурсе в других источниках, задействуйте разноформатные каналы — официальные/неформальные/онлайн/офлайн — отдавая предпочтение тем, что наиболее релевантны для вашей аудитории.
4
Подведение итогов и награждение
По окончанию конкурса не затягивайте с подведением итогов и награждением. Определение победителей должно быть прозрачным: с помощью открытого голосования, жюри или чего-то иного. Важно опубликовать пост с поздравлениями и с фото/видео подтверждением награждения участников и (или) победителей.
История: конкурс комиксов «Как-то раз на улице Суворова…» в Новой Ладоге в рамках подготовки заявки ко Всероссийскому конкурсу
Название конкурса: «Как-то раз на улице Суворова…»

Тема конкурса: воспоминания и случаи из жизни, которые связаны у молодых ладожан с территорией проектирования

Даты проведения: 29 марта — 13 апреля 2023 года

Участники: для более равных условий конкурса были организованы две номинации: 7−10 лет и 11−14 лет. Победители обеих номинаций выбирались с помощью голосования во «Вконтакте»

Формат комикса был выбран, чтобы проанализировать визуальные отражения сценарного использования улицы Суворова детьми и подростками. Афиша и анонс конкурса были опубликованы в группе «Вконтакте», посвященной проекту благоустройства улицы Суворова, а также в официальной группе Новой Ладоги. Один раз конкурс был продлен, чтобы набрать наибольшее число участников.

Из работ видно, что молодым ладожанам нравится скульптура собаки Юрика, установленная на средства жителей и являющаяся точкой сбора для местных. В комиксе-призере пса, который стал местной легендой, изобразили настоящим героем.

Комиксы повествуют не только о том, что дети сейчас делают (например, читают на скамейке в сквере) и хотели бы видеть (например, сцену и детскую площадку) на территории, но и о проблемах пространства. Так, одна из работ рассказывает историю, в центре которой — проблема неровного дорожного покрытия вдоль дома № 2 по улице Суворова.

В нескольких комиксах лужы становятся катализаторами сюжета: например, в комиксе восьмилетней Алисы изображена огромная лужа у магазина «Пятерочка», о которой ни раз упоминали местные жители в опросах и на проектных семинарах.

Многие события, изображенные в комиксах, проходят в торговой зоне улицы, на что указывают изображенные объекты коммерческой инфраструктуры: пункты озона, сбербанка и пятерочки. При этом, такой важный объект, как музей Суворова, который является культурной доминантой улицы, не нашел отображение ни в одной работе.

Подведение итогов и определение победителей происходило посредством голосования. В номинации 7−10 лет проголосовало почти 300 человек, более половины из которых отдали свои голоса за работу первоклашки Симы Саутыч «Прогулка после дождика».

В номинации 11−14 лет в борьбе за приз сошлись сразу пять работ. Победил красочный комикс Варвары Алешиной о приключениях супер-пса Юрика.

По итогу конкурса призеры получили вкусные подарки — большую творожную овечку от местного хлебозавода «Волховхлеб».
Сима - победитель в номинации 7-10 лет с призом
Сима - победитель в номинации 7-10 лет с призом
Комикс-призер
Комикс-призер
 Варя - победитель в номинации 11-14 лет с призом
Варя - победитель в номинации 11-14 лет с призом
Обложка комикса-призера
Обложка комикса-призера
Комикс-призер
Комикс-призер
Комикс про большую лужу
Комикс про большую лужу
Проблемы дорожного покрытия, отраженные в комиксе
Проблемы дорожного покрытия, отраженные в комиксе
Один день из жизни новоладожской белки
Один день из жизни новоладожской белки
Юрик, коммерция, лужи
Юрик, коммерция, лужи
Неудачная охота
Неудачная охота
27.10.2023 / Автор статьи: Ульяна Окишева / Вовлечение: Алина Дмитриева, Ульяна Окишева
Вам понравился формат?