Санкт-Петербург,
наб. реки Карповки 5, литер П., корпус 27, 2 этаж

cc.lenreg@gmail.com
Открытый конкурс
«Образы и знаки городов»
Конкурс «Образы и знаки городов» — это соревнование по созданию визуальных решений для будущих дизайн-кодов, отражающих уникальность городов региона.
Для кого:
1. для молодых специалистов в сфере дизайна, иллюстрации, архитектуры, живописи, обучающихся на последних курсах образовательных программ или недавно закончивших ВУЗ. Участники могут присоединиться к открытому конкурсу индивидуально или зарегистрировать сформированную команду.
2. для ответственных комитетов, региональных центров компетенций, институтов развития и архитектурных бюро, ведущих разработку дизайн-кодов для большого количества поселений одновременно и в сжатые сроки или желающих получить несколько разных видений на облик поселения, с которым идет работа.

Описание формата: это соревнование по созданию визуальных решений для дизайн-кодов, отражающих уникальность городов. Основной задачей Конкурса является разработка визуальных рядов, отражающих идентичность городов региона, посредством создания логотипа, цветового кода, паттерна, подбора шрифта для использования в городской навигации, и других элементов с учетом культурных, экономических, географических особенностей поселения. Формат открытого конкурса был вдохновлен опытом проведения архитектурного хакатона Hack City Spaces, о котором мы рассказывали в этом материале.
Ключевые этапы архитектурного хакатона:
1
Определение команды, территории, сроков и программы
Распределите роли членов команды-организатора — для проведения мероприятия нужны программный директор, событийный менеджер, PR-специалист, технический специалист, социальный исследователь. Помимо основного штата, нужны и приглашенные эксперты: лекторы и менторы для участников, члены жюри.

Определите сроки проведения открытого конкурса исходя из ваших внутренних сроков работы над проектом. Оптимальная длительность мероприятия — от одной до двух недель. Учтите, что созданные на конкуре проекты потребуют доработки — заложите на это время. Составьте программу конкурса: помимо первой ознакомительной встречи и финальной встречи-защиты, в программу могут войти обучающие лекции и семинары, предзащита.

Если конкурс предполагает работу с большим количеством населенных пунктов, их стоит заранее разбить на номинации, отталкивающиеся от их градостроительного и историко-культурного контекста (например, промышленные и исторические).

Учтите, что конкурс проходит в сжатые сроки, а потому организовать выезд каждой команды на территории будет затруднительно. В связи с этим необходимо заранее собрать базу данных по каждому поселению, включающую проведенные качественные и количественные исследования этих городов, фотоматериалы и иные данные, которые помогут команде погрузиться в местный контекст.
2
Запуск информационной кампании и набора участников
Так как основные участники конкурса — это студенты выпускных курсов, важным каналом набора участников будет связь с ВУЗами. Составьте информационные письма о мероприятии, его сроках проведения и условиях с ссылкой для регистрации и приглашением стать информационными партнерами с университетом. Отправьте письмо на официальные электронные почты учебных заведений и ректоров.

Составьте пресс-релиз мероприятия и отправьте на электронные почты местных СМИ. Опубликуйте информацию об открытом конкурсе в группах в социальных сетях и на сайтах, публикующих анонсы конкурсов и премий для дизайнеров и архитекторов.
3
Распределение групп
участников, проектов и наставников
Регистрироваться на открытый конкурс могут как индивидуальные участники, так и сформированные команды. Из индивидуальных участников нужно собрать команды — это до начала конкурса делают организаторы. Распределите получившиеся команды по номерам. В первый день конкурса ряды в зале можно пронумеровать в соответствии с номером команды, а во время регистрации сообщать участникам номер их группы — так индивидуальные участники сориентируются в поиске своей команды.

За каждой командой закреплен ментор — опытный специалист, который будет сопровождать участников на протяжении всего конкурса, консультировать при разработке концепции и помогать с подготовкой к защите.

Одна команда разрабатывает от одной до двух концепций. В случае, если группа готовит две концепции, важно, чтобы велась работа над поселениями из разных номинаций. Наиболее удобно и интересно распределить города среди команд путем жеребьевки на первой очной встрече участников конкурса.
4
Предзащита и защита разработанных проектов
Предзащита — это встреча всех команд конкурса, на которой участники презентуют свои наработки наставникам перед выходом на защиту проекта перед жюри. Это необязательный этап, однако он помогает качественно улучшить проекты и удостовериться, что в презентациях учтены основные моменты. Предзащиты следует разделять по номинациям. На предзащиту можно позвать представителей администраций городов, чтобы они смогли заранее проектные решения и озвучить рекомендации по доработке.

Защита проектов предполагает презентацию командами своих проектов перед членами жюри. Каждый проект оценивается по критериям, по сумме набранных баллов присуждаются призовые места. Победители могут быть награждены денежными призами в случае, если у организаторов конкурса предусмотрен призовой фонд. Проекты-победители в первую очередь берутся в доработку. К доработке проекта по окончании конкурса привлекаются команды-разработчики.
История: открытый конкурс «Образы и знаки городов Ленинградской области»
Сайт конкурса: https://gorodsreda47.tilda.ws/opencontest#rec511979660

Открытый конкурс «Образы и знаки городов Ленинградской области» проходил в течение недели с 24 ноября по 1 декабря 2022 года. В рамках конкурса командам предстояло разработать элементы фирменного стиля, учитывающие специфику 24 городов Ленинградской области.

В конкурсе участвовали 48 молодых профессионалов профильных вузов из Ленинградской области и Санкт-Петербурга в области дизайна, иллюстрации, архитектуры, живописи. Разбившись на 12 команд, участники работали над двумя поселениями из разных номинаций. Всего номинаций было три:
1. лучшее решение для исторического города;
2. лучшее решение для индустриального города;
3. лучшее решения для городов со сложным градостроительным контекстом.

Для каждого поселения командам предстояло разработать концепции со следующими элементами: логотип города, его цветовой код, паттерн, шрифт для применения в городской навигации, силуэт с узнаваемыми элементами в городе, уникальные малые архитектурные формы. В своих презентациях участникам также важно было отразить применение предлагаемых логотипов, паттернов, цветовых кодов на остановках общественного транспорта, фотозонах, объектах торговли, сувенирной продукции. Работу каждой команды курировал ментор — представитель Центра компетенций или архитектурных бюро-партнеров конкурса.

Во время предзащит и финальных презентаций члены жюри оценивали рациональность и эксплуатационную пригодность решений, а также их обоснованность с точки зрения историко-культурных особенностей города. Для разработки уникальных элементов каждой команде были выданы количественные и качественные исследования, проведенные сотрудниками Центра в городах, а также фотоматериалы фасадов домов на основных городских магистралях. Помимо аналитических и фотоматериалов, для пользы и помощи участникам в период интенсивной работы над проектом была организована короткая лекционная программа о тонкостях работы с местной идентичностью при разработке дизайн-кода.

В номинации «Исторические города» победителем стал проект Приозерска, в номинации «Индустриальные города» — Сясьстрой, в номинации «Города со сложным градостроительным контекстом» победу одержала команда с концепцией айдентики Сертолово. Общий призовой фонд составил 200 000 тыс. рублей и был распределен между тремя победителями в каждой из трех категорий.

Помимо команд победителей жюри высоко оценили проекты Кудрово, Киришей, Новой Ладоги, Кингисеппа, Волхова, Подпорожья, Высоцка, Кировска, Соснового Бора. Созданные в рамках мероприятия элементы с привлечением команд-авторов были доработаны и стали частью дизайн-кодов, разработанных Центром компетенций.
20.12.2023 / Автор статьи: Алина Дмитриева
Вам понравился формат?