Санкт-Петербург,
наб. реки Карповки 5, литер П., корпус 27, 2 этаж

cc.lenreg@gmail.com
Урбан-игра «Карты, деньги, два ствола»
Это игра про развитие городских территорий, где участники на два часа становятся проектировочными командами со своим главным архитектором, экономистом, социологом. За отведённое время команды проводят экспресс-анализ территории и готовят проект, стараясь вписать его в отведенную сумму гранта.
Для кого: в этом формате удобно работать с подростками, учащимися в старших классах, и студентами. С одной стороны, игровой формат сессии удерживает их внимание, с другой, эти возрастные группы способны на сложную аналитическую работу (расчет примерной площади покрытий, сметы проекта и т. п.). Рекомендуем использовать формат в случае, если в процессе вовлечения молодежь оказывается представленной значительно меньше, чем другие возрастные и социальные группы.

Описание формата:
в названии игры кроются ее правила. Так, карта — это в прямом смысле карта с нанесенными границами территории, с которой будут работать команды. Деньги — это размер гранта или субсидии, в рамки которой командам нужно вписать свой проект, расставляя приоритеты и выкидывая из проекта то, на что не хватает средств. Два ствола — это удачно появившееся дополнительное финансирование, на которое можно усовершенствовать свой проект чем-то, от чего ранее пришлось отказаться. Например, посадить еще два дерева.

Идея формата взята из опыта Института развития городов Башкортостана при работе над проектом в г. Нефтекамск и доработана во время тестирования в г. Новая Ладога.
Что понадобится:
карты формата А3 с границами проектируемой территории;
каталоги и/или распечатки изображений оборудования для вырезания;
распечатки с информацией о средней стоимости покрытий, освещения, озеленения, коммерческие предложения на оборудование;
набор канцелярии на каждый стол (упаковка фломастеров, клей-карандаш, ножницы, клейкие стикеры);
анкеты для групповой работы;
листы А4 для заметок;
непрозрачный мешок или коробка;
столы и стулья (5−8 человек за стол);
проектор и экран для презентации;
микрофон и аудиосистема.
Важно: не забудьте об информировании жителей как онлайн, так и очно. Например, подготовьте макет афиши, которую можно распечатать и повесить на информационный стенд школы, дома культуры, центра творчества и других пространств, где проводит время местная молодежь. Нередко в поселениях есть молодежный совет или добровольческая организация, готовые помочь в распространении афиши. Электронную версию афиши можно использовать как изображения для постов в социальных сетях. Опубликовать запись в официальной группе администрации будет недостаточно: постарайтесь распространить публикацию по неформальным каналам, где может находиться нужная вам целевая аудитория. Пример публикации здесь.
Механика проведения:
1
Сбор и знакомство
(10 мин.)
Участники собираются в зале, рассаживаются за столы с заранее разложенными материалами по 5−8 человек за стол. Команда получает номер, соответствующий номеру стола. Организаторы здороваются и представляются, делятся контекстом встречи и результатом, который стремятся получить. Выводят на экран презентацию с правилами игры и кратко описывают каждый этап. Объявляют старт первого этапа и засекают время.
2
Разбор ролей и мозговой штурм (15 мин.)
Каждый член команды определяет для себя роли. Базовые роли в игре — архитектор, социолог, сметчик, менеджер проекта, также могут быть дизайнер, дендролог и другие роли в зависимости от специфики проекта. Участники обсуждают ценности и проблемы территории, проговаривают часто наблюдаемые там сценарии. Социолог проекта фиксирует в групповой анкете озвученную информацию.
3
Карты, деньги, два ствола
(20 + 10 мин.)
Организаторы объявляют второй этап — работу с картами. Командам озвучивается размер субсидии, приближенный к реальным суммам. Участники приступают к подбору МАФ, оборудования, озеленения и покрытий из каталогов, выбирают и размещают объекты так, чтобы они соответствовали видению, которое сформировалась у команды во время анализа проблем и ценностей. Сметчик ведет учет стоимости выбранных объектов. Спустя 20 минут командной работы организаторы сообщают, что на проект выделили дополнительное финансирование. Командам предстоит договориться о том, каким наполнением они дополнят проект на допсредства.
4
Презентация и выборы (5 мин. на команду + 10 мин. выборы)
Организаторы делают снимки получившихся аппликаций и выводят фотографию работы каждой команды на экран. Проект презентует менеджер проекта или вся команда вместе. В рассказе участники охватывают выявленные недостатки и преимущества участка, основные проектные решения и уникальные черты проекта, получившуюся стоимость реализации. По завершении выступлений организаторы предлагают командам выбрать тот проект, который наиболее полно отвечает их представлению о развитии территории. Участники пишут на стикере номер команды, чей проект им понравился, и кладут стикер в коробку/мешок, с которым организаторы обходят столы. За свою команду голосовать нельзя. Организаторы удаляются на подсчет и возвращаются для объявления победителя.
История: урбан-игра в ДК Новой Ладоги в рамках подготовки заявки ко Всероссийскому конкурсу
С полным отчетом можно ознакомиться здесь.

Вечером 5 апреля 2023 года в Новоладожском Центре культуры, спорта и туризма состоялась урбанистическая игра «Карты, деньги, два ствола». В ней участвовало 33 человека в возрасте от 15 до 25 лет. Они были разделены на пять команд. Каждая группа в течение двух часов разрабатывала собственный проект преображения улицы Суворова от кольца до Георгиевской церкви — для этой территории готовилась заявка на Всероссийский конкурс Минстроя России.

Первая команда отметила, что в проекте для них самое главное «эстетика и визуальное удовольствие», поэтому большое внимание участники уделили цветам, озеленению и красивым визуальным решениям. На территории сквера разместили арки, на которых растет дикий виноград. Территорию за парковкой решили заасфальтировать, разместив в отдалении общественный туалет. Основной замысел асфальтирования этого куска группа объяснила так: в эту зону можно будет въезжать с парковки, останавливать автомобиль и смотреть кино под открытым небом со своей второй половинкой. На территории у Музея группа разместила зеленую зону и столики для пикника, а за ней — зону выгула собак.

Вторая команда разместила веломаршрут по левой, «торговой» стороне улицы Суворова, оснастив улицу также остановками с кондиционером, обогревом и USB-зарядками. Между кафе «Городской парк» и «Ладожской жемчужиной» (там дети занимаются карате) разместили парковку, обосновав это решение плохим состоянием дворовой территории у дома № 11 и удобством для родителей, которые ждут детей с секций. Сохранили сцену в сквере Суворова как функцию, при этом отмечая, что ныне стоящая конструкция выглядит неухоженно. В этой точке участники хотят запустить молодежные мероприятия, мастер-классы и концерты. Группа разместила за сценой мусорные баки, чтобы убирать территорию после мероприятий. Территория справа от Музея предназначена для пикников, спокойного отдыха с гамаками и кино под открытым небом.

Третья команда отметила, что городу нужен парк, так как в Новой Ладоге некуда сходить погулять. Молодым горожанам не хватает и «активных мест»: например, уличного кинотеатра. Участники предложили проецировать фильмы на растяжку, установленную на разрушенном здании в сквере Суворова. На всей зеленой зоне команда разместила общедоступный Wi-Fi. Слева от Музея расположена тематическая фото-зона, на которой будут арт-объекты, связанные с историческими личностями: Петром Первым, Екатериной Великой, полководцем Суворовым и другими знаковыми лицами Новой Ладоги. Неподалеку от арт-объекта и Музея востребована точка по продаже кофе с собой. Возле «Ладожской жемчужины», где ладожане занимаются спортом, участники расположили уличный спортивный уголок со столами для настольного тенниса.

Четвертой командой от существующей парковки по улице Суворова и до переулка Александра Невского предложено построить маршрут для велосипедов, самокатов и роликов, который соединит обсуждаемую территорию со Староладожским каналом. Возле пса Юрика группа установила скамейки в виде пазлов. Поскольку на территории за Музеем много деревьев, на которых живут птицы, участники предложили там разместить птичий домик-кормушку. За Музеем команда хочет видеть контейнер для раздельного сбора мусора, а перед ним столб с навигационными табличками по улице. На территории сквера группа предложила разместить фонтан или другой красивый объект, вокруг которого захотелось бы сесть и отдохнуть. В районе сцены и за ней — зона для отдыха молодежи с кино под открытым небом и светящимися арт-объектами.

Пятая команда разместила за сценой место для пикников и просмотра кино. Возле парковки появился общественный туалет. Два объекта на территории команда хотела бы отреставрировать: фасад заброшенного здания в сквере Суворова и пса Юрика (какая именно реставрация нужна скульптуре, участники не пояснили). По тропинке к Музею, за Музеем и до предполагаемой зоны для пикников группа проложила велодорожку. Возле Музея расположена общая зона отдыха с городскими качелями. Маленькое строение напротив сквера (на карте это здание имеет номер 13А), по словам команды, не используется, а потому там можно разместить кофейню.

На тайном голосовании победила команда № 2 как автор проекта, вмещающего в себя основные детали, которые важны другим группам: летний кинотеатр под открытым небом и велоинфраструктуру. Команды серьезно отнеслись к составлению сметы, а потому некоторые участники объявили выборы нечестными (в шутку), так как победила команда с крупным перелетом в смете. Элемента тайного голосования не было в изначальном формате игры — выборы оказались отличной и веселой активностью для завершения мероприятия. Победившая команда украсила страницы альбома конкурсного проекта. В июле 2023 года Новая Ладога стала победителем Всероссийского конкурса: так на улице Суворова в 2024 году появится велоинфраструктура и зона летнего кинотеатра в сквере.
Photo by Jacob
Photo by Leio
Photo by Marion
Photo by Jacob
12.10.2023 / Автор статьи: Алина Дмитриева / Вовлечение: Алина Дмитриева, Ульяна Окишева
Вам понравился формат?